СуспільствоСтатті

Уникальные куклы с удивительными историями

Уникальные куклы с удивительными историями

В старейшем музее театральных кукол Украины хранится 11 тысяч экспонатов. На просьбу журналиста выделить самые интересные,  сотрудники театра говорят: это невозможно сделать – каждая кукла уникальна, у каждой есть история.

Отшельник вылитый Станиславский

Спектакль «Чертова мельница» – первый спектакль взрослого репертуара харьковского театра кукол. Лицемерный Отшельник из «Чертовой мельницы» не соответствует тем догмам, которые провозглашает.

«В этой роли для актера огромная территория для поиска и импровизации. Всегда эта роль исполнялась замечательными актерами», –  говорит Инга Долганова,  заведующая литературно-драматической частью ХГАТК им В. Афанасьева. Это любимая и коронная роль корифея театра Алексея Рубинского.

Кукла Отшельника имеет сходство с несколькими актерами, но больше всего похожа на Константина Станиславского. Много лет подряд на театральных капустниках Алексей Рубинский появлялся в образе Станиславского, но работал с куклой Отшельника.

Чертова мельница

Контрабандный спектакль

В те годы, когда поставили «Чертову мельницу», каждая новая пьеса была на вес золота.

«Чертова мельница» появилась у Образцова. Естественно, он делиться ни с кем не собирался. Поэтому, Афанасьев посла в Москву несколько человек на спектакль к Образцову. Они стенографировали текст пьесы во время спектакля. Так Харьковский театр получил эту пьесу контрабандой», – рассказывает Инга Долганова.

Спектакль вызывает фурор, он шел каждый день и был единственным спектаклем взрослого репертуара. Несколько лет достать билеты на «Чертову мельницу» было невозможно.

Шерлок и Ватсон – это Шарль и Моисей

Куклы

Две главные куклы спектакля «Шерлок Холмс против агента 007» имеют абсолютное портретное сходство с актерами, которые вели Холмса и Ватсона.

«Шерлок Холмс – это Шарль Фоерберг, а доктора Ватсона играл известный актер Моисей Корик, – рассказывает Долганова. – Спектакль был совершенно новаторский для 60-х годов, когда он был создан. Это было глоток оттепели, когда художники начали уходить от языка сугубо реалистического. К языку условному, шаржу. И в одном спектакле от реалистичных кукол Холмса и Ватсона идет переход к абсолютно гротескным кукла Агента 007 и его герлз».

В спектакле использовались вещи, которые в Советском союзе не видели: элементы рекламы, особое освещение, чтобы передать атмосферу западного города.

Смешные и трогательные Адам и Ева

Кукол Адама и Евы в спектакле по мотивам «Божественной комедии» работали Петр Янчуков и Любовь Гнатченко. Они создавали смешные и трогательные образы этих героев, говорят в театре.
«Божественная комедия» – знаковый спектакль для театра, он был создан известным режиссером Леонидом Хаитом, учеником Афанасьева.
«Спектакль был очень популярным, хоть и был создан в стиле, который был признан в СССР по высмеиванию религиозных воззрений. Но для актеров это не было самоцелью, это был вихрь импровизации, замечательных актерских находок», – отмечает завлит театра.

Очень Тайный советник в черных очках

Спектакль «Тень» называют знаковым. Он вышел в сложное для театра кукол время, когда Виктор Афанасьев был вынужден уйти. Представители комиссии из Москвы пришли к выводу, что театр нужно закрывать. Стабилизировать работу театра смог новый директор Владимир Решетняк.

«Вся эстетика спектакля была реализована черным и белым цветом. Удачным решением было использовать в спектакле шахматные фигуры. Привлекают внимание персонажи министра и тайного советника. Образ серого кардинала, такого специалиста по коварным решениям воплотила в жизнь, замечательный художник Ирина Борисова. Если посмотреть на этого персонажа, то видно, что он всегда стремится скрыть свои истинные намерения за черными очками», – говорит Инга Долганова.

Гамлет, но не шекспировский

Спектакль «Театрик «Зеленый гусь», или не дразните публику» по миниатюрам Константы Ильдефонса Галчинского появился на закате Советского Союза.

«Главный режиссер театра в те годы, Александр Инюточкин, что-то ставил в Польше, а Мачей Кундера поставил в театре этот спектакль. В Польше очень популярны такие капустного плана, небольшие новеллки, наполненные гротеском. Но наш советский зритель, привыкший к традиционным спектаклям, был немного шокирован. Зрители не восприняли актерский капустник, хотя актеры получали колоссальное удовольствие от этой постановки», – рассказывает Инга Долганова.

В постановке принимали участие уникальные куклы, которые при всей их непохожести  были сделаны по одной матрице. Индивидуальность каждой придавал художник.

Кукольный театр